пятница, 2 ноября 2012 г.

Испания страдает от слишком хороших дорог

Нам, в глубинах российских болот и бездорожья, кажется, что инфраструктурные проекты - это какое-то абсолютное благо. Хороши всегда и любые. И нет в мире объекта для инвестиций полезнее. Ведь стоит провести к какому-нибудь захудалому городку автомобильную или железную дорогу или построить рядом аэропорт, и городок сразу расцветает, сразу брызжет во все стороны рас��筵紮襷屶���ぢэкономической активностью.

Но экономическая реальность совсем не так однозначна и регулярно подкидывает примеры того, как инфраструктурные проекты могут приносить не только пользу, но вред. И вреда от них может оказаться даже больше, чем пользы. Как в случае с тонущей в кризисе Испанией, где избыточное строительство шоссе, вокзалов и аэропортов заразило экономику страны ровно такой же гол��檳僥澁妲礑棗爭���ぢболезнью, какая бывает от доставшихся на халяву залежей нефти или алмазов.

Например, в Испании сейчас 49 государственных гражданских аэропортов. Почти все построены за последние 20 лет. Площадь Испании около 0,5 млн квадратных километров - получается по 10 тысяч квадратных километров на аэропорт. То есть в Испании государственные аэропорты попадаются примерно через каждые 100 км. А ведь есть еще несколько частных.

Неудивительно, что многие из этих аэропортов оказались никому не нужными - там просто некому летать. За весь 2011 год услугами аэропорта Кордовы воспользовалось аж 8,5 тысяч пассажиров - в среднем по 23 пассажира в день. И это еще неплохой результат, потому что некоторые аэропорты, вроде Сабаделя в Каталонии или Сон Бонета на Майорке так и не дождались ни одного пасс��僥悋擂皈���ぢза весь 2011 год.

А ведь все эти аэропорты были построены на бюджетные деньги. Мало того, убытки от их эксплуатации тоже приходится покрывать государству. Может, в этих аэропортах и нет пассажиров - зато персонала хватает. И все они состоят в профсоюзе, так что хрен уволишь. По словам испанского министра развития, в стране есть аэропорт, который обслуживает всего один рейс в с��紮筵棗����ぢв 11:30 утра, но работает по полной, как положено: с 5:30 утра до 20:30 вечера.

С началом кризиса госкомания AENA, управляющая испанскими аэропортами, размечталась о том, чтобы зарыть штук 30 из них. Но потом столкнулась с профсоюзами, и не смогла закрыть ни одного. Пришлось ограничиться тем, что 17 аэропортов, которые обслуживают меньше полумиллиона пассажиров в год, с этого октября стали работать только одну треть от стандартного графика.

Испанские аэропорты стоят пустыми не случайно. А потому, что правительство одной рукой их строило, а другой - лишало клиентской базы, развивая скоростные железные дороги. Последние так понравились испанцам, что правительство решило, что замечательные скоростные поезда должны прийти буквально в каждый испанский город. За последние несколько лет, несмотря на кризис, общая прот��颶悋屶澁澁爭礑筵���ぢскоростных железных дорог в Испании приблизилась к трем тысячам километров, обогнав Францию и Японию и уступая во всем мире только Китаю.
(http://slon.ru/world/u_is...)


Комментариев нет:

Отправить комментарий